аудитория

аудитория
, -и.
  В теории речевой коммуникации: коллективный адресат речи. А. может объединять людей разного социального статуса с разными коммуникативными намерениями (например, телеаудитория, радиоаудитория), поэтому говорящий для достижения коммуникативного успеха обязательно должен учитывать ее интересы.
  Всех слушателей, объединенных в а., можно разделить на четыре группы:
  1) те, кто не слушает и мало получает от речи;
  2) те, кто слушает "наполовину" (их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в полном его отсутствии, они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом);
  3) те, кто слушают с пассивным восприятием, без возражения воспринимая то, о чем говорит оратор (из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим практическим опытом);
  4) те, кто слушает вдумчиво, критически, получая максимум пользы от речи.
  Принципы эффективного слушания основываются на 1) отношении слушателей, 2) их интересе, 3) их мотивации и 4) эмоциональном состоянии.
  Эффективное слушание требует объективного, непредубежденного, кооперативного отношения слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями: в силу собственной предубежденности они не хотят выслушать противоположное мнение. Один и тот же человек может быть объективен в одном вопросе и субъективен в другом. У активной а. всегда возникает проблемное, творческое отношение к речи говорящего, и она сдерживает окончательное суждение, пока диктор развивает свою мысль. Интересы а. могут быть первичными (а. имеет прямую заинтересованность в том, о чем говорит оратор), вторичными (общечеловеческими, касающимися общих вопросов жизни общества) и сиюминутными (важными в данный момент времени). А. слушает охотно, когда говорящий в своем выступлении затрагивает ее основные желания и нужды. Наиболее важными при выступлении являются следующие мотивы: самосохранение, собственность (желание владеть материальными благами), власть (авторитет, влияние), репутация (говорящий может достичь признания своих идей, если он покажет, как он ценит репутацию своих слушателей), привязанность семьи, друзей, страны (этические стандарты сотрудничества, личной чести, уважения к другим людям определяются главным образом любовью и привязанностью), сентиментальность, вкус (оратор обязан учитывать эстетические приоритеты а.). Говорящий должен понимать, что а. слушает лучше, когда она свободна от эмоционального дискомфорта. В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания а., можно назвать умение концентрироваться, анализировать содержание речи, слушать критически и конспектировать.

Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет. . 1999.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "аудитория" в других словарях:

  • АУДИТОРИЯ — (лат., от audire слушать). 1) зал для чтения лекций и собрание людей, их слушающее. 2) собрание слушателей лекции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АУДИТОРИЯ 1) зал для слушания лекций в высших учебн …   Словарь иностранных слов русского языка

  • аудитория — См …   Словарь синонимов

  • Аудитория — в Интернете категория посетителей, для которых предназначается сайт, портал или иной веб ресурс. Объем аудитории является мерой успеха Интернет проекта. По английски: Audience См. также: Аудитории Веб ресурсы Финансовый словарь Финам. Аудитория… …   Финансовый словарь

  • аудитория — В психологии группа, воспринимающая речь. Обычно пространственно размещенная группа малая, объединенная взаимодействием с коммуникатором в ходе восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их количеством.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АУДИТОРИЯ — англ. audience; нем. Publikum. Совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом. А. может представлять собой агрегат, напр …   Энциклопедия социологии

  • АУДИТОРИЯ — АУДИТОРИЯ, аудитории, жен. (от лат. auditorium место для слушания). 1. Комната в высшем учебном заведении, в которой читаются лекции; также специальное помещение для публичных чтений в общественных зданиях. 2. перен., собир. Слушатели лекции… …   Толковый словарь Ушакова

  • АУДИТОРИЯ — АУДИТОРИЯ, и, жен. 1. Помещение для чтения лекций. 2. Слушатели лекции, доклада, выступления. Внимательная а. | прил. аудиторный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АУДИТОРИЯ — (от лат. auditorium – место для слушания). 1. Помещение, в котором читаются лекции, проводятся семинары и т. п. 2. Слушатели лекции, доклада и т. п., а также слушатели и зрители радио и телепередач. 3. В особом смысле А. – приверженцы, сторонники …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • аудитория — Помещение в среднем специальном или высшем учебном заведении [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN auditoriumlecture hall DE AuditoriumHörsaal FR auditoriumsalle …   Справочник технического переводчика

  • Аудитория — У этого термина существуют и другие значения, см. Аудитория (значения) …   Википедия

  • АУДИТОРИЯ — (AUDIENCE) В социологии массовой коммуникации в течение последних двух десятилетий наблюдался значительный интерес к исследованию аудиторий медиа событий. Хотя в центре внимания находились прежде всего телевизионные аудитории, с этой точки зрения …   Социологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»