- модальность
- , ед.I.В теориях культуры речи и речевой аргументации: дополнительная информация, относящаяся к особенностям связи между предметами и их признаками (необходима она или случайна), к степени обоснованности суждения (достоверно оно или проблематично), к оценочным, регулятивным, временным и другим его характеристикам. В речевом высказывании м. может быть выражена отдельными словоформами (может быть, обязан, необходимо и др.), но может и не иметь явного выражения. В этом случае ее определяют содержательным анализом соответствующих высказываний. Таким образом, м. - это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о характере зависимости между реальными явлениями, о логическом статусе суждения, об оценочных, регулятивных, временных и других его характеристиках. Модальными, например, являются все суждения, выражающие живые законы науки. Важными в познавательном отношении являются следующие виды м. - алетическая, эпистемическая, деонтическая, временная, аксиологическая и избирательная.Алетическая м. - это выражаемая в терминах необходимости или возможности информация о логической зависимости между субъектом и предикатом суждения, либо о фактической зависимости между отражаемыми в них явлениями. Данная м. выражается в терминах "возможно", "случайно", "необходимо", "может быть", "не исключается", "допускается" и др. и делится на логическую и фактическую. Положение дел может быть логически возможно или фактически возможно, логически необходимо или фактически необходимо, логически случайно или фактически случайно. Логически возможно то, что не противоречит законам логики. Естественно утверждать, что не все, что логически возможно, возможно и фактически. Мы знаем, что жизнь на Луне невозможна (фактически), но утверждение "На Луне есть жизнь" не противоречит законам логики, следовательно, логически возможно, что на Луне есть жизнь. Фактически возможно то, что не противоречит естественным и социальным законам. Логически необходимо то, что является законом логики. Фактически необходимы законы природы и общественной жизни и логические следствия из них.Эпистемическая м. - выраженная в суждении информация о характере принятия и степени обоснованности знания, другими словами, характеристика наших знаний. Данная м. выражается в терминах "доказано", "опровергнуто", "не доказано и не опровергнуто", "знает", "верит", "убежден", "сомневается". Название эпистемической модальности происходит от греческого "эпистема", означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания. Мы можем принимать знания некритически, на основе веры ("Верю, что бывают синие коты" или "Отвергаю то, что марсиане прилетали на Землю"), или принимать их только на основе знания ("Доказано, что все люди смертны" и "Доказано, что все люди не являются смертными").Деонтическая м. - выраженное в суждении побуждение людей к конкретным действиям в форме совета, пожелания, команды, правила поведения или приказа. Другими словами, это характеристики действий и поступков людей в обществе. Д. м. выражается в терминах "обязательно", "разрешено", "запрещено", "безразлично" (аналог алетической м. "случайно"). К деонтическим относятся высказывания типа "Запрещается переходить улицу на красный свет", "Курить в аудитории не разрешается", различного рода нормативные высказывания, в том числе и нормы права, то есть официально принятые общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде.Временная м. - это выраженная в суждении информация о последовательности наступления событий и об их постоянном или дискретном характере протяженности. В. м. выражается в терминах "всегда", "никогда", "только иногда", "раньше", "позже", "одновременно" ("Студент N всегда опрятен", "Студент N всегда неопрятен", "Студент N никогда не бывает неопрятным", "Студент N иногда бывает опрятным", "N женился раньше D", "D женился позже N").Аксиологическая м. - это выраженная в суждении информация о ценностной оценке поступка, факта, события. Данная м. выражается в терминах "хорошо", "плохо", "лучше", "хуже", "безразлично", "равноценно". Набором примеров аксиологически сильных суждений (высказываний) является стихотворение В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо".Избирательная м. - выраженная в суждении информация об определенности отношения субъекта к тому или иному предложению, о его позиции в процессе принятия решений, постановлений, заявлений и т. д. Данный тип м. выражается при помощи терминов "за", "против", "воздерживается": "Я - за рыночную экономику", "Я - против рыночной экономики" и т. п.II.В морфологической и синтаксической стилистике: языковая универсалия, принадлежащая к числу основных категорий естественных языков. В языках европейской системы м., по словам В. В. Виноградова, охватывает всю ткань речи. В лингвистике под м. понимают функционально-семантическую категорию, выражающую разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Термин "м." используется для обозначения широкого круга явлений, неоднородных по смыслу, грамматическим свойствам и по степени оформленности на разных уровнях языка. К м. относят противопоставление высказываний по их цели (утверждение - вопрос - побуждение), противопоставление по признаку "утверждение - отрицание", градации значений в диапазоне "реальность - гипотетичность - ирреальность", разную степень уверенности говорящего, выражаемую в высказывании, различные видоизменения связи между подлежащим и сказуемым, выраженные лексическими средствами (должен, хочет, может, нужно и т. п.). Противопоставляют объективную и субъективную м.Объективная м. - обязательный признак любого высказывания, одна из категорий, формирующих предикативную единицу - предложение. О. м. выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности (осуществляемости или осуществленности) и ирреальности (неосуществленности). Главным средством оформления такой м. является категория глагольного наклонения. Это находит выражение в синтаксисе в формах синтаксического изъявительного наклонения (индикатива) и в формах синтаксических ирреальных наклонений (сослагательного, условного, желательного, побудительного, долженствовательного и др.). О. м. органически связана с категорией времени.Субъективная м. - отношение говорящего к сообщаемому - в отличие от объективной м. является факультативным признаком высказывания. Семантический объем с. м. шире семантического объема объективной м. С. м. включает в себя не только логическую квалификацию сообщаемого, но и разные лексико-грамматические способы выражения эмоциональной реакции. Это могут быть: 1) члены специального лексико-грамматического класса слов, а также функционально близкие к ним словосочетания и предложения; эти члены, как правило, функционируют в качестве вводных единиц; 2) специальные модальные частицы для выражения неуверенности (вроде), предположения (разве что), недостоверности (якобы), удивления (ну и), опасения (чего доброго) и т. д.; 3) междометия (ох!, увы! и др.); 4) специальная интонация для акцентирования удивления, сомнения, уверенности, недоверия, протеста, иронии и проч.; 5) порядок слов, эмфатические конструкции (Станет он тебя слушать!; Пойду я с тобой в кино!); 6) специальные конструкции (Вы гуляете, а я сиди, работай!; А она возьми да скажи всю правду!; Нет чтобы самой все сделать!); 7) экспрессивная лексика. Модальные частицы, слова, словосочетания чрезвычайно пестры по своим значениям и по своей этимологической природе. В категории с. м. естественный язык фиксирует одно из ключевых свойств человеческой психики - способность противопоставлять "я" и "не-я" в рамках высказывания. В каждом конкретном языке м. оформляется с учетом его типологических особенностей, но везде она отражает сложное взаимодействие между четырьмя факторами коммуникации: говорящим, собеседником, содержанием высказывания и действительностью.
Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет. О. Н. Лагута. 1999.