- композиция
- , -и.Построение текста2, обусловленное его содержанием, характером, стилем, назначением и во многом определяющее его восприятие. Законы к. складываются в процессе коммуникативной практики (иногда - при создании художественных текстов - в процессе эстетического освоения действительности). Приемы и способы к. индивидуальны для текстов разных жанров и стилей2,3.К. каждого авторского художественного произведения сочетает как общие, "типовые" для данного рода, жанра, направления способы и приемы, так и индивидуальные, свойственные только данному писателю или отдельному произведению.К. речи, ед. Построение устного монолога, состоящего из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечь внимание слушателей к предмету изложения. Начало речи должно быть эффектным, если это позволяет ситуация. Возможно использование следующих приемов: ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обоснование необходимости рассмотрения темы с позиции сегодняшнего дня; разъяснение основных понятий темы; краткое изложение производственной (или какой иной, в зависимости от аудитории) деятельности слушателей и их трудовых успехов; перечисление благоприятных предпосылок, облегчающих слушателям восприятие затронутой темы; изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи; использование для установления контакта с аудиторией поговорок, цитат, анекдотов, сравнений; изложение плана предстоящей речи. Возможен отказ от вступления и переход к сути проблемы. В основной части с помощью аргументов раскрывается суть темы. Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по тематике выступления и навыков абстрактного мышления, то лучше использовать индуктивный способ изложения. В заключении подводится итог выступления. Возможны следующие речевые приемы заключения: изложить основную мысль выступления в виде тезисов; высказать свое личное отношение к содержанию выступления; указать на еще не решенные проблемы; апеллировать к слушателям (предостережение, пожелание, призыв к действиям); привести остроумное высказывание; сославшись на регламент, говорящий может просто поблагодарить за внимание и предоставленную возможность изложить перед слушателями свои мысли.
Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет. О. Н. Лагута. 1999.