- реклама
- , ед.I.1. Информация о потребительских свойствах товаров и различных видов услуг с целью их реализации, создания на них спроса. Каналы передачи рекламной информации: журналы, телевидение, радио, почта (директ мейл), щиты, витрины, афиши (наружная реклама), транспорт, сувениры, шоу. По ориентации на каналы потребительского восприятия р. делится на р. визуальную (или зрительную: печатная - газетно-журнальные объявления, заметки, статьи, корреспонденции, рецензии, интервью; световая, оформительская, фотореклама - плакаты, афиши, каталоги, проспекты, альбомы, буклеты, вкладыши, памятки, листовки, товарные ярлыки, этикетки, ценники и т. д.), р. аудиальную (или слуховую: радиореклама, различные устные сообщения - объявление-хроника, дикторское объявление, радиотекст, рекламный репортаж, радиозаставка и т. д.) и р. аудио-визуальную (или зрительно-слуховую: телевизионные рекламные ролики, кинореклама, демонстрация образцов изделий в сопровождении устного текста и т. д.). Функции рекламных текстов: информационная - распространение в массовом масштабе информации о товарах или услуге, их характере и месте продажи; экономическая - стимулирование распространения товаров; предписательная - корректирование у взрослых членов общества определенных поведенческих стереотипов в том числе создание новых этических идеалов, системы ценностей, формирование общественного сознания; эстетическая - воспитание вкуса потребителей; просветительская - объяснение назначения лучших товаров и услуг, пропагандирование наиболее передового, нового; воспитательная - формирование базовых моделей поведения и базовых ценностных установок у детей; социальная - способствование коммуникационным связям в обществе. Выделяют четыре этапа воздействия рекламы: привлечь внимание потребителя, убедить его в необходимости воспользоваться призывом р., заставить его запомнить основную мысль р. и прибегнуть к ее рекомендациям.II.Публицистический подстиль, к которому относятся рекламные тексты. В рекламном тексте используются элементы различных функциональных стилей, что объясняется его содержанием и коммуникативным намерением создателей текста, отсюда и различные принципы отбора, сочетания и организации средств языка. В разных текстах общая стилевая доминанта - информационность, доступность, образность - может дополняться такими характеристиками, как условность, оригинальность, лаконичность, повторяемость. Используя в разной степени элементы разговорного, официально-делового, научного стилей, составители конструируют оптимальный рекламный текст. Этапы воздействия рекламы1 связаны с композицией рекламного текста - его лозунгом (рекламным заголовком), зачином (вступлением), помогающим понять выгоду, пользу предложения, обещающим что-л. и заставляющим прочитать следующую часть текста, основной частью, раскрывающей достоинства рекламируемого объекта и заключением, призванным закрепить основную мысль, рассеять сомнения у потребителя и убедить его в справедливости всего изложенного. Поскольку большую роль в процессах воздействия играют ассоциации, возможно выделение типов рекламных текстов, основанное на ассоциативных принципах: 1) информационный тип - дается минимальная информация, основанная на прямых значениях слова, такая реклама лишена образности и малоэффективна; 2) логический - основан на логических доводах, убедительной аргументации, эмоциональность в этих текстах сведена к минимуму; 3) образный - основан на эмоционально-образных ассоциациях, на использовании образных средств языка, всех доступных стилистических приемов; 4) смешанный - логические и эмоционально-образные элементы составляют единую стилистическую систему рекламного текста, это наиболее воспринимаемый потребителем текст. В тексте р. можно выделить тематические слова, отражающие основную тему рекламного текста, основное содержание изложения и объект рекламного описания, и ключевые слова, наиболее часто встречающиеся в рекламе. Т. с. и к. с. создают рекламный образ - определенное, конкретное, чувственно-наглядное представление о рекламируемом объекте, которое создается у потребителя при чтении знакомстве с текстом. При этом составители могут использовать все известные им стилистические приемы. Отнесенность рекламных текстов к тому или иному жанру тесно связана с их ориентацией на определенные каналы потребительского восприятия, что и предопределяет отбор языковых средств. Выделяются теле- и радиореклама (интервью, дикторское объявление и др.), газетно-журнальная реклама (объявление, заметка, статья, рецензия и др.).Стилистические ошибки, возникающие при создании рекламных текстов: 1) штампованность, стандартность, монотонность текста р., которые понижают устойчивость и концентрацию внимания; 2) отсутствие описания фактологических стимулов для приобретения рекламируемого товара или услуги; 3) наличие фонических, лексико-стилистических, морфолого-стилистических и синтаксических стилистических ошибок в тексте.III.1. Особый социальный институт, система видов производственной и художественной деятельности, связанный с созданием и распространением рекламной информации. Р. как особый социальный институт опирается на систему организационных структур: агентства, отделы р. в редакциях газет и журналов, теле- и радиокомпаний, на предприятиях и т. д. Существует законодательство о р., включающее в себя законы о рекламе, средствах массовой информации, авторском праве и смежных правах, защите потребителей и т. п. (См. статью языковая политика). Р. тесно связана с другими социальными институтами и прежде всего - с журналистикой. Р. тесно связана с паблик рилейшнз, которые появились как ответвление рекламного бизнеса. Вместе с р. они нередко являются частями большого информационного холдинга. В отличие от р., которая некритична и обрабатывает большие аудитории без учета отдельных групп общественного мнения, предлагая товары и услуги тем, кому они порой совсем не нужны, паблик рилейшнз формируют благоприятное общественное мнение точечным методом, когда определенной группе предлагается именно та информация, которая ей интересна и необходима. Существуют рекламные профессии: менеджеры рекламы, агенты, создатели заготовок и слоганов, фотографы, художники, дизайнеры, психологи, сценаристы, режиссеры и др., представители которых специализируются на подготовке рекламной продукции. Поскольку больше всего р. распространяется через средства массовой информации, постольку журналисты сегодня вынуждены ею заниматься. Участники рекламного процесса должны ощущать огромную ответственность перед обществом.См. статью нарушения коммуникативной нормы.2. Совокупность учебных и научных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов по рекламному бизнесу.
Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет. О. Н. Лагута. 1999.