- слушание
- , ед., (аудирование, ед.)В теории речевой коммуникации: рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Процесс с. складывается из двух основных этапов: 1) первичный анализ звукового сигнала и его "механическая обработка"; 2) смысловая интерпретация. Умение слушать - один из критериев коммуникабельности человека. В среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % - на говорение, 10 % - на письмо. В ситуациях делового общения администратор тратит свое рабочее время следующим образом: 45 % - на слушание, 30 % - на говорение, 9 % - на письмо и 16 % - на чтение. Существует большой информационный разрыв между говорящим (диктором, оратором, лектором) и аудиторией: при восприятии речи на слух аудитория в среднем достигает только 25%-го уровня понимания за первые десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60 - 70 % того, о чем говорит собеседник. Эффективность процесса с. зависит от объективных факторов (наличия/отсутствия шумов и помех, акустических характеристик и микроклимата помещения) и субъективных факторов (пола слушателя (считается, что мужчины - более внимательные слушатели), типа его нервной системы (предполагается, что эмоционально устойчивые люди - сангвиники и флегматики - более внимательны, чем холерики и меланхолики), интеллектуальных способностей). Эффективность с. увеличивается также благодаря паралингвизмам говорящего.
Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет. О. Н. Лагута. 1999.